О специальности
Почему сложные интегрированные системы?
Развитие информационного общества и цифровой экономики влечет за собой создание новых сложных систем в сферах государственного управления, промышленного производства, энергетики, логистики, торговли, здравоохранения, образования.

Эти и многие другие сложные системы (не только собственно информационные), отличаются высокой степенью интеграции как внутренней (на уровне объединения отдельных подсистем), так и внешней – с другими системами, в том числе, обеспечивающими интеграцию в систему международного разделения труда и мировые рынки.

Почему проектирование?
При разработке сложных дорогостоящих систем особое значение придается этапу концептуального проектирования – начальной фазе их жизненного цикла. Именно этот этап в значительной степени определяет эффективность затрат и, в конечном итоге, результативность разработки.

Потребность в проектировании и разработке сложных систем существует не только на внутреннем рынке Республики Беларусь, но и на внешних рынках, на которые в значительной степени ориентированы предприятия – резиденты белорусского Парка высоких технологий.

Актуальность открытия подготовки по специальности «Проектирование сложных интегрированных систем» также подтверждается оценкой экспертов Всемирного банка, выделившего техническую финансовую помощь для разработки организационных и бизнес-моделей магистратуры, учебных планов и программ.

Отличия
Выпускник магистратуры в области проектирования сложных интегрированных систем должен быть готов к решению нестандартных задач с помощью инновационных и, если требуется, самостоятельно созданных им технологий и методик. Он должен знать и уметь применять на практике глобальные стандарты проектирования, разработки и организации жизненного цикла сложных систем. Наряду с этим, он должен быть готов к выполнению функций менеджера команды проектантов и разработчиков, уметь управлять ресурсами и процессами, при необходимости – выполнять функции консультанта по вопросам проектирования и дальнейшей организации жизненного цикла системы. Выпускники магистратуры будут подготовлены к организационно-управленческой, проектной, аналитической и консультационной деятельности.
Абитуриенты.
К категории потенциальных магистрантов, имеющих возможность поступать на специальность «Проектирование сложных интегрированных систем» и обучаться по ней, относятся:
  • специалисты, работающие в области бизнес-анализа, проектирования и разработки информационно-коммуникационных и иных систем;
  • работники высшего и среднего управленческого звена, управляющие процессами проектирования, разработки и внедрения крупных систем в различных отраслях экономики;
  • индивидуальные предприниматели.
На данную специальность могут поступать специалисты, имеющие высшее образование по группам специальностей естественнонаучного, технического, экономического профилей. Первый набор в магистратуру планируется провести в августе 2017 г.
Структура учебного плана.
При составлении учебного плана учитывался опыт зарубежных университетов по подготовке специалистов в области системного анализа и проектирования систем, а также основные положения Болонского процесса.

Основной учебный план предполагает двухгодичную подготовку. Общий объем учебной работы составит 4536 часов, в том числе – 894 часа аудиторной работы и 3642 часа самостоятельной работы.

Для наиболее подготовленных абитуриентов предусматривается обучение по индивидуальным планам с сокращением сроков обучения в случае, если им могут быть засчитаны отдельные дисциплины по выбору.

Учебный план носит модульную структуру.

Магистрантам могут засчитываться курсы, которые они изучили в других учебных заведениях, а также в системах открытого образования. Это допускается при условии аттестации по итогам обучения и с учетом трудоемкости изучения того или иного учебного курса.

Присваиваемая квалификация: магистр системного анализа и проектирования.

Практика
Особую роль в подготовке магистров занимает практическая деятельность. В рамках учебного плана она осуществляется несколькими способами.

Во-первых, каждый изучаемый учебный модуль включает выполнение практических заданий. Эти задания могут выполняться в рамках самостоятельной работы как индивидуально, так и в составе небольших групп. Около одной трети аудиторных занятий отводится на консультации по выполнению практических заданий. Результаты выполнения заданий заслушиваются на семинарах и обсуждаются в сетевом сообществе магистрантов и преподавателей.

Во-вторых, начиная с первого года учебным планом часть часов отводится на практикоориентированную научную работу (234 часа в первом семестре, 222 часа – во втором, 234 часа – в третьем). Эта работа предполагает выполнение реальных проектов. Результаты работы заслушиваются на постоянно действующем научном семинаре.

Наконец, четвертый семестр целиком отводится на практику (16 недель) и написание магистерской диссертации (5 недель). Практику магистранты будут проходить на предприятиях кластера БГУ. Магистранты, уже работающие в ИТ отрасли могут проходить практику по месту работы (если это возможно). Практика предполагает работу по проектированию конкретной реальной сложной интегрированной системы в одной из предметных областей. Результаты этой работы лягут в основу магистерской диссертации.

Организация учебного процесса.
Учебный план магистратуры имеет модульную структуру. Модули изучаются последовательно, каждый включает в себя определенный объем аудиторных часов и часов, отводимых для самостоятельной работы. Объем аудиторных часов для модулей, включающих обязательные курсы составляет от 40 до 50 часов. Для модуля, включающего 2 курса по выбору – от 80 до 88 часов. Для самостоятельной работы отводится, соответственно, от 96 до 108 и от 172 до 180 часов.

До 2/3 самостоятельной работы отводится для выполнения индивидуальных и групповых практических заданий. От 1/3 отводится для выполнения индивидуальных заданий, предполагающих самостоятельную разработку образовательного контента, разделяемого между обучаемыми в рамках сетевого сообщества магистрантов и преподавателей.

Аудиторные занятия можно разбить на три вида. Первый – лекции (12-18 академических часов). Второй – фасилитация и обсуждение результатов самостоятельной работы по созданию образовательного контента. Третий – консультации по выполнению практических заданий. Аудиторные занятия могут проводиться как в учебной аудитории, так и в дистанционных формах (вебинары и др.). Аудиторные занятия будут проводиться во вторую смену.

Часть аудиторных занятий, в особенности, с зарубежными преподавателями, может проводиться дистанционно.

Использование систем открытого обучения и международная сертификация.
Для ряда модулей, включающих курсы по выбору («математика и информатика», «программная инженерия» и др.) магистрантам будут засчитываться сертификаты, полученные в системах открытого образования, таких как Coursera, openedu.ru.

Важной является возможность сдачи экзаменов на получение международных сертификатов по итогам изучения отдельных модулей. Возможности международной сертификации обучаемых (Scrum Alliance, PMI, Microsoft MCSE и др.) по результатам изучения отдельных модулей в настоящее время прорабатываются.

Гибкие навыки (Soft Skills) и междисциплинарность.
Гибкие навыки в рамках магистратуры приобретаются несколькими путями. Во-первых, при изучении таких дисциплин как управление проектами, управление персоналом, коммуникативные технологии и т.п. Во-вторых, это коммуникативные навыки, приобретаемые в ходе коллективной работы над практическими заданиями и проектами.

Междисциплинарность обеспечивается при изучении отдельных предметных областей, таких как государственное управление и электронное правительство, банковские и страховые системы, электронная экономика и электронная коммерция.

Преподаватели.

1. Профессора и преподаватели ведущих университетов Беларуси, осуществляющих подготовку ИТ-специалистов.

2. Основу преподавательского состава составляют специалисты, окончившие ИТ-специальности ведущих университетов Республики Беларусь (факультеты прикладной математики и информатики, радиофизики и компьютерных технологий БГУ, БГУИР и др.), имеющие, как правило, ученые степени и звания, которые работают в ИТ-компаниях в Республике Беларусь или за рубежом и имеют опыт преподавательской работы.

3. Зарубежные преподаватели, приглашаемые в Минск, или проводящие дистанционные занятия.

Рынок труда для выпускников магистратуры.
Дефицит компетенций в области концептуального проектирования сложных интегрированных систем весьма велик как в Республике Беларусь, так и в мире. Специалисты будут востребованы, в первую очередь, на предприятиях отрасли ИКТ, а также в организациях, занимающихся проектированием и разработкой сложных интегрированных систем в различных отраслях национальной экономики. Магистры смогут работать на предприятиях и в организациях любой формы собственности, органах государственного управления, которые осуществляют управление процессами разработки сложных систем, учреждениях системы высшего и дополнительного образования.

Выпускники магистратуры могут работать в должностях:

  • системный аналитик;
  • бизнес-аналитик;
  • системный архитектор;
  • менеджер по информационным технологиям,
а также в должностях руководителей структурных подразделений предприятий.